ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ ТУРОЧАКСКОГО РАЙОНА


"ИСТОКИ Плюс"


И Жизнь… И Слезы… И Любовь…

Восхитительным и щедрым подарком для турочакцев стал концерт русского романса, который состоялся на сцене Дома Творчества и Досуга в один из ноябрьских воскресных дней.



Еще заблаговременно стало известно, что готовится что-то необычное и организаторы в полной мере оправдали ожидание, оставив на душе у зрителей удивительное ощущение сопричастности к этому Празднику русской музыки и поэзии.

Идея проведения  концерта принадлежала Наталье Богоявленской и Элине Божко, а турочакские артисты блестяще справились и воплотили мечту в жизнь, порадовав пришедших на концерт односельчан  и напитав себя новыми эмоциями, которые так необходимы в творчестве.

Чем только не удивляли в свое время наши артисты зрителей: мюзиклами, театральными постановками и шоу-программами. И вот настала пора романса! Пожалуй, такое было на турочакской сцене впервые.

Привычный сельский концертный зал на сей раз преобразился и предстал в виде великосветского салона, где царила атмосфера высокого вокального искусства. Его величество Романс в разнообразной музыкальной палитре и блистательном великолепии стихотворного слога посетил Турочак и зажег сердца слушателей, никого, не оставив равнодушным.

 Прозрачные теплых тонов ткани, украшающие сцену, делали ее невесомой, воздушной. Салонный вид дополнял Круглый стол с белой скатертью свечи и розы на столе. А когда зазвучала мелодия первого романса «Белой акации гроздья душистые», великолепно исполненного Элиной Божко, стало безоговорочно понятно, что нас и дальше ждет нечто необыкновенное.

Девятнадцать номеров таких разных, роскошных по исполнению, продемонстрировали всю полноту, что кроется в русском романсе. Вот прозвучал романс сродни русской народной песни, следующий классический, а этот - с оперным звучанием, один казачий, другой цыганский, то лирика, а то и шансон. Все исполнители в шикарных костюмах, фактурные, солидные, словно приезжие гости из города, а не наши односельчане.

Надо отметить, что это был не просто концерт, а концерт – беседа и зрители для себя открыли много интересного. Конечно, каждый по-своему знаком с романсами, благо, что исполнителей этого жанра достаточно много: Петр Лещенко, Александр Вертинский, Федор Шаляпин, Юрий Морфесси, Изабелла Юрьева, Валентина Пономарева, Александр Малинин, Жанна Бичевская и другие.

   На этом концерте зрители узнали, что термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятого в католических церковных песнопениях.  Во Франции термин  «романс» применялся наряду с термином «шансон» в 18 и начале 19 веков.  В Россию романс проник во второй половине 18 века, сразу же попав на благоприятную почву рассвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая богатство русской культуры и национальный колорит. Русский романс легко угадывается по схожести с протяжной русской песней.

Также узнали, что с середины 19 столетия произошла заметная эволюция в  этом вокальном жанре,  и стало принято разделять  «профессиональный» романс, созданный композиторами и исполняемый мастерами вокального искусства и бытовой романс, который возникал при сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов любителей и становился достоянием массового музицирования.

Например,  романс Алябьева «Соловей»   изначально был прост в исполнении, но сама тема соловья так увлекла исполнительниц, что они оформили его в достаточно сложное произведение, что дало возможность продемонстрировать свою технику исполнения.

Наша Алена Леденева настолько блестяще исполнила это произведение, что изумленный зал долго не умолкал, утопая в овациях, выкрикивая восторженное: «Браво!»  Раскрылся в романсе и вокальный потенциал Екатерины Хариной, подарившей залу великолепное произведение: «Не уезжай ты, мой голубчик».   Потрясающей постановкой запомнился совместный номер Натальи Ткаченко и Светланы Путиной.  Им удалось создать яркий лирический образ - пение Натальи органически дополнял шикарный танец Светланы.

   Менялись исполнители, менялись образы. История одного романса сменяла другую, слушатели в миг оказывались, то в ресторане послереволюционной Москвы, то в эмиграции где-нибудь в  парижском салоне.

Большое количество романсов в России было создано на рубеже 19 и 20 веков. Поразительно, но именно в это страшное время, когда страна полыхала в огне революционных пожаров, рушилась российская империя, шла братоубийственная гражданская война, на свет появились настоящие шедевры – романсы, в которых воспевались вечные ценности: жизнь и любовь!

Романс «Только раз бывают в жизни встречи» в исполнении Натальи Богоявленской, в музыкальном сопровождении Александра Лобода и Артема Богомолова пришелся как  никогда к месту, став украшением этого вечера.  В этом было что-то аристократическое и возвышенное.
По-новому на этом концерте зазвучали  вокальная группа «Радуга», исполнив романс «Мой костер в тумане светит» и Зинаида Тараненко с Ниной Безменовой из «Товарочек» с романсом «От чего так быстро вянут розы».

Классический романс «Ночь светла» безупречно представили Наталья Заболотнова и Наталья Тишкова. Казачий романс «Судьба», честь выпала исполнить, конечно же, Ольге Черновой, которая наполнила его народным колоритом. Но это еще не все!

    Великолепно выступил Александр Лобода, исполнив, полюбившийся  многим женщинам романс Александра Лобочевского «Очарована», пленив красотой звука и глубиной лирического слова.  «Гусарский романс» под гитару исполнил Григорий Торопов, а Николай Колесник поделился лирическим произведением собственного сочинения о любви к родному краю.

    Сюрпризом стало возвращение на родную турочакскую землю Андрея Колмакова, представленного под творческим псевдонимом – Арсений Денисенко, исполнившего романс «Под венец»  из репертуара Александра Малинина.

    Помимо известных турочакской сцене артистов, постоянных участников концертов, были и интересные дебютные номера Ивана Колесника с есенинским романсом «Не жалею, не зову, не плачу», Артема Богомолова, исполнившего «Лирическую» песню Владимира Высоцкого  и Ивана Бакшина со знаменитой «Дорогой длинною», которую Иван с оттяжкой исполнил под гармонь.

   А завершающий номер – пожалуй, самый популярный русский романс «Очи черные» представленный зрителям группой «ЛиК», буквально взорвал зал несмолкаемыми аплодисментами, произведя фурор!

   Можно сказать, что это был грандиозный концерт, которого так долго ждали зрители!  По многочисленным просьбам зрителей, турочакские артисты повторно выступят перед публикой, исполнив полюбившиеся русскому сердцу романсы. Приходите, не пожалеете!

 

Виталий Тришин

 

 

Нет комментариев Добавить комментарий